Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Инструкция Мвд, Сбу Украины О Проведении Оперативных Закупок

13.05.2015
Инструкция Мвд, Сбу Украины О Проведении Оперативных Закупок

Оперативная закупка - как проверить законность действий правоохранителей

Общая инструкция об организации проведения негласных следственных СБУ, МВД, Генпрокуратура, Минюст, Минфин и 246 УПК Украины). контролируемая закупка, оперативная закупка, специальный.

Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности"

Проведение оперативной закупки правоохранительными органами должно Новым УПК Украины оперативная закупка определяется как форма контроля за МВД, СБУ, ГНА «Об утверждении Инструкции о порядке проведения.

Опубликовано в газете «Юридическая практика» от 12 февраля 2013 года Проведение оперативной закупки правоохранительными органами должно подвергаться тщательному изучению на предмет соответствия требованиям законодательства с учетом практики Евросуда. При установлении обстоятельств совершения преступлений правоохранительными органами довольно часто используется такой метод получения доказательств по делу, как осуществление оперативных закупок. При этом они часто совершаются даже без надлежащего документального оформления и без соблюдения общих требований действующего законодательства. Как форма контроля Согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 февраля 1992 года № 2135 (Закон об ОРД), оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 указанного закона, предоставляется, среди других, право проводить контролируемую поставку, контролируемую и оперативную закупку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных к обороту, у физических и юридических лиц независимо от формы собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Проведение контролируемой поставки, контролируемых и оперативных закупок осуществляется согласно положениям статьи 271 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины в порядке, определенном соответствующими нормативно-правовыми актами. Также можно обратить внимание на общее правило, закрепленное в статье 9 Закона об ОРД относительно того, что без заведения оперативно-розыскного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий запрещается. Новым УПК Украины оперативная закупка определяется как форма контроля за совершением преступления, которая может осуществляться в случаях наличия достаточных оснований полагать, что готовится совершение или совершается тяжкое либо особо тяжкое преступление. Обратим внимание на то, что статья 6 Закона об ОРД одним из оснований для проведения ОРД определяет наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств, в частности, о готовящихся преступлениях и о готовящих их лицах. На международном уровне Что касается влияния международного законодательства, то вопрос «оперативных закупок» как специального способа расследования с использованием агента под прикрытием неоднократно поднимался в практике Европейского суда по правам человека (Евросуд). Отметим, что практика Евросуда является источником права Украины (при этом необязательно, чтобы соответствующее решение было принято по делу против Украины), что следует из положений Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля 2006 года № 3477. Среди прочих решений можно обратить внимание на такие, как «Банникова против Российской Федерации» № 18757/06, «Веселов и другие против Российской Федерации» № 23200/10, 24009/07, 556/10. Соответствующая практика Евросуда вместе с приведенными законодательными актами Украины позволяет сделать выводы относительно основных требований к проведению оперативных закупок и того, на что следует обращать внимание во время судебного разбирательства в уголовном производстве, в котором совершена оперативная закупка. Следует понимать, что оперативная закупка может плавно перейти в подстрекательство к совершению преступления (фактически государством своего гражданина), поэтому в указанных отношениях необходим очень осторожный подход со стороны всех ветвей власти. В частности, Евросуд указывает, что граница между законным расследованием и подстрекательством к преступлению с большой вероятностью будет перейдена, если национальным законодательством не установлена четкая и предсказуемая процедура санкционирования соответствующей секретной операции. Причем такое санкционирование должно быть независимым, то есть осуществляться не тем органом, который проводит (инициирует) оперативную закупку. Евросуд настаивает на необходимости такого документирования при проведении оперативной закупки, которое позволило бы осуществить дальнейшую независимую оценку поведения участников закупки. Что касается украинского законодательства, то порядок проведения оперативной закупки определяется приказом МВД, СБУ, ГНА «Об утверждении Инструкции о порядке проведения оперативной закупки и контролируемой поставки предметов, товаров, веществ, в том числе запрещенных к обороту у физических и юридических лиц, независимо от форм собственности» от 30 ноября 2001 года № 1065ДСК/307ДСК/482ДСК. Ограничение доступа к указанному нормативному акту отнюдь не способствует соблюдению прав человека во время его применения, и, очевидно, не соответствует требованиям относительно установления четких ограничений, а также принципу правовой определенности, на что обязательно следует обращать внимание суда во время соответствующего судебного разбирательства. На Украине документирование оперативной закупки, как правило, сводится к составлению протокола осмотра (ранее осмотра места происшествия) уже после ее проведения. Таким образом, фактически единственным источником информации о ее непосредственном осуществлении могут быть только показания свидетелей, что вряд ли может быть достаточным для надлежащей оценки поведения участников закупки. В поисках доказательств В уголовных делах, где главные доказательства получены в результате оперативной закупки, соответствующие государственные органы должны иметь возможность продемонстрировать, что у них были достаточные основания для проведения закупки. То есть им необходимо обладать конкретными и объективными доказательствами того, что первые шаги к совершению преступления уже были осуществлены. Причем такие доказательства и/или информация должны быть такими, которые можно проверить, достаточными и полученными в установленном законодательством порядке. Важно то, что проведению оперативной закупки должны предшествовать другие способы расследования, например, снятие информации с каналов связи, осуществление визуального наблюдения. Все эти обстоятельства нужно установить и принять во внимание во время судебного разбирательства, по крайней мере, сторона защиты должна на этом настаивать. Впрочем, судебная практика на Украине в большей степени показывает, что суды не пытаются установить указанные обстоятельства, определить достаточность информации для проведения оперативной закупки и законность ее получения. Хотя имеют место и позитивные примеры, когда суды четко указывают на то, что до проведения оперативной закупки органы, осуществляющие такую деятельность, должны обязательно другим способом проверить уже полученную информацию о том, действительно ли данное лицо совершает преступление. Таким образом, проведение каждой конкретной оперативной закупки должно подвергаться тщательному изучению на предмет соблюдения соответствующим государственным органом требований, предъявляемых к ней законодательством с учетом практики Евросуда.

Министерства внутренних дел Украины — уголовной, транспортной и специальной Службы безопасности Украины — контрразведкой, военной. Порядок проведения оперативной закупки и контролируемой поставки. требует для проверки распоряжения, инструкции, приказы и другие акты по.

Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" Задачами оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фик-сация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства. (В тексте Закона слова «Служба национальной безопасности», «Управление охраны высших должностных лиц Украины» во всех падежах, заменено соответственно словами «Служба безопасности», «Управление государственной охраны Украины» в соответствующих падежах в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) Статья 1. Задачи оперативно-розыскной деятельности. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства. Статья 2. Понятие оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность — это система гласных и негласных розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств. Статья 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Украины, настоящий Закон, Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Украины, законы Украины о прокуратуре, милиции, Службе безопасности, Государственной пограничной службе Украины, государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц, статусе судей, обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, государственной защите работников суда и правоохранительных органов, прочие законодательные акты и международно-правовые соглашения и договоры, участником которых является Украина. (Статья 3 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 1381-XIV от 13.01.2000, № 662-IV от 03.04.2003) Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность базируется на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия с органами управления и населением. Статья 5. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями: Министерства внутренних дел Украины — уголовной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией; (Абзац второй части первой статьи 5 в редакции Закона № 3784-12 от 23.12.93, с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 312-XIV от 11.12.98, в редакции Закона №2246-III от 18.01.2001, с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 762-IV от 15.05.2003) Службы безопасности Украины — контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальные подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов; (Абзац третий части первой статьи 5 в редакции Закона № 2246-III от 18.01.2001, с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3200-IVom 15.12.2005) Службы внешней разведки Украины — агентурной разведки, оперативно-техническими, собственной безопасности. (Часть первая статьи 5 дополнена новым абзацем четвертым в соответствии с Законом № 3200-IV от 15.12.2005) Государственной пограничной службы Украины — разведывательным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы (агентурной разведки, оперативно-техническим, собственной безопасности), оперативно-розыскными подразделениями согласно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов, подразделениями по охране государственной границы органов охраны государственной границы и Морской охраны, обеспечения внутренней безопасности, обеспечения собственной безопасности, оперативного документирования и оперативно-техническими; (Абзац пятый части первой статьи 5 в редакции Законов № 3 111-III от 07.03.2002, № 662-IV от 03.04.2003, с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2600-IVот 31.05.2005, № 3200-IVom 15.12.2005) управления государственной охраны — подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана; (Абзац шестой части первой статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) органов государственной налоговой службы — оперативными подразделениями налоговой милиции; (Часть первая статьи 5 дополнена абзацем в соответствии с Законом № 85/98-ВР от 05.02.98) органов и учреждений Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний — оперативными подразделениями; (Часть первая статьи 5 дополнена абзацем восьмым в соответствии с Законом № 312-XIV от П. 12.98) разведывательного органа Министерства обороны Украины — оперативными, оперативно-техническими, собственной безопасности. (Часть первая статьи 5 дополнена абзацем в соответствии с Законом № 3111-III от 07.03.2002) (Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2932-12 от 26.01.93) Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается. (Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) Статья 6. Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности. Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются: 1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, требующей проверки при помощи оперативно-розыскных мероприятий и средств, о: (Абзац первый пункта 1 части первой статьи б в редакции Закона № 2246-III от 18.01.2001) — преступлениях, готовящихся или совершенных неустановленными лицами; — лицах, готовящих или совершивших преступление; — лицах, скрывающихся от органов расследования, суда или уклоняющихся от отбытия уголовного наказания; (Абзац четвертый пункта 1 части первой статьи б с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) — лицах без вести отсутствующих; (Абзац пятый пункта 1 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) — разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины; — реальной угрозе жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам, с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью надлежащего осуществления разведывательной деятельности; (Пункт 1 статьи б дополнен абзацем в соответствии с Законом № 1381-XIV от 13.01.2000, в редакции Закона № 3111-III от 07.03.2002) 2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайны и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках; (Пункт 2 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-Ш от 18.01.2001) 3) необходимость в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства. Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, решениях суда в уголовных делах, находящихся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках. (Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) Запрещается принимать решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных в этой статье. Статья 7. Обязанности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны: 1) в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляющими правовую основу оперативно-розыскной деятельности, проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия по предотвращению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и раскрытию причин и условий, содействовавших совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений; (Статья 7 дополнена пунктом 1 в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) 2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и решения суда и запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 3) выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов других государств на основании договоров и соглашений; 4) информировать соответствующие государственные органы об известных фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц; (Пункт 4 статьи 7 в редакции Закону № 2246-III от 18.01.2001) 5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и определения виновных; (Пункт 5 статьи 7 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 965-IVот 19.06.2003) 6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасность работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, содействующих оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц (Пункт статьи 7 в редакции Закона № 1381-XIV от 13.01.2000) 7) участвовать в осуществлении мероприятий по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в проведении специальной проверки по допуску к особым работам. (Статья 7 дополнена пунктом 7 в соответствии с Законом № 747-IV от 15.05.2003) Статья 8. Права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьей 6 настоящего Закона оснований предоставляется право: опрашивать лиц по их согласию, использовать их добровольную помощь; проводить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных к обороту, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных действий. Порядок проведения оперативной закупки и контролируемой поставки определяется нормативными актами Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, Службы безопасности Украины, согласованными с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины; (Пункт 2 части первой статьи 8 в редакции Закона № 2246-Ш от 18.01.2001) поднимать в установленном законом порядке вопрос о проведениипроверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или иными видами хозяйственной деятельности индивидуально, и участвовать в их проведении; (Пункт 3 части первой статьи 8 в редакции Закона № 2246-Ш от 18.01.2001) знакомиться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций — исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а сразрешения суда — истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также способ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, у которых они истребованы, с обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке; (Пункт 4 части первой статьи 8 в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005 ) проводить операции по захвату преступников, пресечению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц; (Пункт 5 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-Ш от 18.01.2001) посещать жилые и прочие помещения по согласию их собственников или жителей для выяснений обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельности подозреваемых или лиц, в отношении которых проводится проверка; негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и иные предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления, или получать раз ведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки; (Пункт 7 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 965-IV от 19.06.2003, № 1130-IV om 11.07.2003) осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, сотрудничающего с последним, с сохранением в тайне достоверных данных о их личности. О необходимости такого проникновения выносится постановление, утверждаемое начальником соответствующего органа; (Пункт 8 части первой статьи 8 в редакции Закона № 2246-III от 18.01.2001) снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации; контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления; осуществлять визуальные наблюдения в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, прочих технических средств; иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников; (Пункт 12 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности; получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и угрозе безопасности общества и государства; использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и прочее имущество предприятий, учреждений, организаций, а также с согласия лиц — принадлежащие им жилье, другие помещения, транспортные средства; создавать с целью конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность помещений и транспортных средств оперативных подразделений; создавать и применять автоматизированные информационные системы; применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о милиции, Службе безопасности, Государственной пограничной службе Украины, государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц. (Пункт 18 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2246-111 от 18.01.2001, № 662-IV от 03.04.2003 — вступает в силу с 01.08.2003 года) Негласное проникновение в жилье или другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и прочей корреспонденцией, применение других технических средств получения информации проводятся по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. О получении такого разрешения суда или об отказе в нем указанные лица уведомляют прокурора в течение суток. Применение таких мероприятий проводится исключительно с целью предотвращения преступления или выяснения истины во время расследования уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно. По результатам осуществления указанных оперативно-розыскных мероприятий составляется протокол с соответствующими приложениями, который подлежит использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве. (Часть вторая статьи 8 в редакции Законов № 2549-12 от 07.07.92, №2246-III от 18.01.2001) . Исключительно с целью получения разведывательной информации для обеспечения внешней безопасности Украины, предотвращения и пресечения террористических актов, разведывательно-подрывных посягательств специальных служб иностранных государств и иностранных организаций указанные меры могут осуществляться в порядке, согласованном с Генеральным прокурором Украины и председателем Верховного Суда Украины. (Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2246-Ш от 18.01.2001, № 965-1Vот 19.06.2003) Для выполнения отдельных поручений в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности могут привлекаться работники других подразделений. При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности, связанных с пресечением правонарушений в сфере налогового законодательства, права, предусмотренные данной статьей, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенции. (Статья 8 дополнена частью в соответствии с Законом № 2181-III от 21.12.2000 — вступает в силу с 1 апреля 2001 года) Координацию действий по реализации прав подразделений, проводящих оперативно-розыскную деятельность с целью борьбы с терроризмом, осуществляет Служба безопасности Украины. (Статья 8 дополнена частью шестой в соответствии с Законом № 965-IV от 19.06.2003) Разведывательным органам Украины предоставляются права, предусмотренные частью первой данной статьи, кроме пунктов 2,3,5,6, а также пункта 7 в части негласного выявления и фиксирования следов тяжкого или особо тяжкого преступления, документов и иных предметов, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления. (Статья 8 дополнена частью седьмой в соответствии с Законом №3200-IV от 15.12.2005) Статья 9. Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводиться оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органу внутренних дел, Службы безопасности, Государственной пограничной службы Украины, охраны высших должностных лиц Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения налоговой милиции, органа или учреждения исполнения наказаний, разведывательного органа Министерства обороны Украины, разведывательного органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы или его уполномоченным заместителем. (Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 85/98-ВР от 05.02.98, № 312-XIVom 11.12.98, № 2246-III от 18.01.2001, №3111-III от 07.03.2002, № 662-IV от 03.04.2003, № 3200-IVom 15.12.2005) Контроль над оперативно-розыскной деятельностью осуществляется Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Службой внешней разведки Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Управлением государственной охраны Украины, Государственной налоговой администрацией Украины, Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, разведывательным органом Министерства обороны Украины. (Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 85/98-ВР от 05.02.98; № 312-XIVom 11.12.98, № 3111-III от 07.03.2002, № 662-IVот 03.04.2003, № 3200-17от 15.12.2005) На лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, скрывающееся от органов расследования, суда или скрывающееся от отбывания уголовного наказания, безвестно пропавшее, ведется только одно оперативно-розыскное дело. Без заведения оперативно-розыскного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий, кроме случая, предусмотренного частью четвертой данной статьи, запрещается. О заведении оперативно-розыскного дела выносится постановление, которое утверждается начальником или уполномоченным заместителем начальника органа внутренних дел, Службы безопасности, Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны Украины, разведывательного органа Министерства обороны Украины, Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения налоговой милиции, органа или учреждения исполнения наказаний. В постановлении указываются место и время его составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела. (Часть третья статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2246-III от 18.01.2001, № 3111-III от 07.03.2002, № 662-IVот 03.04.2003, № 3200-IVот 15.12.2005) При проверке лиц в связи с допуском их к государственной тайне, а также к работе с ядерными материалами и на ядерных установках оперативно-розыскное дело не заводится. Такая проверка должна длиться не более одного месяца. (Часть четвертая статьи 9 в редакции Закона № 2246-Ш от 18.01.2001) При осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться только по решению суда в отношении лица, в действиях которого имеются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, и в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с целью защиты прав и свобод иных лиц, безопасности общества. (Часть пятая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2246-Ш от 18.01.2001, № 965-IV от 19.06.2003, № 1130-IV от 11.07.2003) При наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность совершаемых мероприятий в соответствии с действующим законодательством. При применении оперативно-розыскных мероприятий работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозы интересам общества и государства. В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Управление государственной охраны Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний или разведывательный орган Министерства обороны Украины, разведывательный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы обязаны неотложно восстановить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки в полном объеме. (Часть восьмая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 85/98-ВР от 05.02.98, № 312-XlV om 11.12.98, № 2246-III от 18.01.2001, № 3111-III от 07.03.2002, № 662-IVот 03.04.2003, №3200-IV om 15.12.2005) Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получать от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное пояснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия. Запрещается передавать и разглашать сведения о мерах безопасности и лицах, взятых под защиту, нераскрытых преступлениях или такие, которые могут повредить следствию или интересам человека, безопасности Украины. (Часть десятая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 1381-XIV om 13.01.2000) Подразделения, использующие автоматизированные информационные системы в оперативно-розыскной деятельности, должны обеспечивать возможность выдавать данные о лице на запрос органов расследования, прокуратуры, суда. В местах хранения информации должна быть гарантирована ее достоверность и надежность охраны. Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, относительно подготовки к террористическим актам или их совершению отдельными лицами и группами, хранятся до 5 лет. (Часть двенадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 965-IV от 19.06.2003) Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной деятельности, согласно законодательству Украины составляющие государственную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека. За передачу и разглашение таких сведений работники оперативных подразделений, а также лица, которым эти сведения были доверены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или стали известны им по службе или работе, подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека. (Часть тринадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с временным ограничением прав человека, проводятся с целью предотвращения тяжких или особо тяжких преступлений, их пресечения и раскрытия, розыска лиц, уклоняющихся от отбытия уголовного наказания или безвести пропавших, защиты жизни, здоровья, жилья и имущества работников суда и правоохранительных органов и лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, прекращения разведывательно-подрывной деятельности против Украины. В случае оперативной необходимости осуществления таких мероприятий оперативно-розыскные подразделения обязаны в течение 24 часов уведомить суд или прокурору о применении и основаниях для их проведения. (Часть четырнадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 1381-XIV от 13.01.2000, № 2246-III от 18.01.2001, №965-IV om 19.06.2003, № 1130-IVom 11.07.2003) Визуальное наблюдение может проводиться с целью установления данных о лице и о его связях в случае, когда есть факты, подтверждающие, что им готовится или совершено тяжкое преступление, для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления, а также для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц. (Часть пятнадцатая статьи 9 в редакции Закона № 1381-XIV от 13.01.2000) Для получения информации запрещается применять технические средства, психотропные, химические и прочие вещества, угнетающие волю или причиняющие ущерб здоровью людей и окружающей среды. Статья 9-1. Сроки ведения оперативно-розыскных дел. Ведение оперативно-розыскных дел осуществляется: относительно неустановленных лиц, готовящих или совершивших преступление, а также лиц, скрывающихся от органов расследования, суда или уклоняющихся от отбытия уголовного наказания, — до их установления или розыска, но не более сроков давности привлечения к уголовной ответственности или сроков давности исполнения обвинительного приговора; относительно лиц в связи с расследованием относительно их уголовного дела — до вступления в законную силу вынесенного относительно их приговора, до вынесения постановления суда о закрытии дела, решения (постановления) суда о применении мер медицинского или воспитательного характера или до закрытия уголовного дела судом, прокурором, следователем, органом дознания; относительно лиц безвестно отсутствующих — до их розыска или до вступления в законную силу решения суда о признании из безвестно отсутствующими или об объявлении их умершими; относительно лиц, в отношении которых имеются данные об участии в подготовке или совершении преступления, — до шести месяцев; относительно проведения разведывательных мероприятий в интересах безопасности общества и государства—до завершения разведывательных мероприятий или исчерпания возможностей для их осуществления; (Часть первая статьи 9-1 дополнена пунктом 5 в соответствии с Заколом. № 3111-III от 07.03.2002) относительно лиц, в отношении которых имеются данные об их участии или причастности к террористической деятельности, террористической группе или террористической организации, а также к материальному, организационному или другому содействию созданию террористической группы или террористической организации, — до 5 лет. (Часть первая статьи 9-1 дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом № 965-IVот 19.06.2003) При наличии данных, полученных в ходе ведения оперативно-розыскного дела, об участии лица в подготовке или совершении тяжкого и особо тяжкого преступления, срок ведения дела может быть продлен до 12 месяцев начальниками главных, самостоятельных управлений Министерства внутренних дел Украины, Центрального управления Службы безопасности Украины, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины и налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, региональных органов и органов военной контрразведки Службы безопасности Украины, разведывательного органа специально уполномоченного органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Председателем Государственной пограничной службы Украины, Председателем Службы внешней разведки Украины, руководителем разведывательного органа Министерства обороны Украины или их заместителями. (Часть вторая статьи 9-1 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 965-IV от 19.06.2003, № 2600-17 от 31.05.2005, № 3200-17 от 15.12.2005) Дальнейшее продление срока ведения оперативно-розыскного дела, но не более чем до 18 месяцев, может быть осуществлено Министром внутренних дел Украины, Председателем Службы безопасности Украины, первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации Украины — начальником налоговой милиции, а также Председателем Государственной пограничной службы Украины, Председателем Государственной пограничной службы Украины, Председателем Службы внешней разведки Украины, руководителем разведывательного органа Министерства обороны Украины и начальником Управления государственной охраны Украины. (Часть третья статьи 9-1 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2600-1V от 3.1.05.2005, № 3200-17 от 15.12.2005) Продление сроков ведения оперативно-розыскных дел относительно иностранцев и лиц без гражданства, подозреваемых в разведывательно-подрывной деятельности против Украины, подготовке или совершении террористического акта, свыше 18 месяцев осуществляет Председатель Службы безопасности Украины, Председатель Службы внешней разведки Украины, Председатель Государственной пограничной службы Украины, руководитель разведывательного органа Министерства обороны Украины по согласованию с Генеральным прокурором Украины. (Часть четвертая статьи 9-1 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 965-17от 19.06.2003, № 3200-17от 15.12.2005) Исчисление срока ведения оперативно-розыскного дела начинается со дня утверждения начальником соответствующего органа или его заместителем постановления о заведении дела и заканчивается в день утверждения постановления о закрытии оперативно-розыскного дела. Исчисление срока может приостанавливаться, если лицо, относительно которого заведено оперативно-розыскное дело, временно выбыло за пределы Украины или тяжело заболело и возможность проводить относительно его оперативно-розыскную деятельность отсутствует. О приостановке и возобновлении исчисления срока ведения оперативно-розыскного дела выносится мотивированное постановление, утверждаемое начальником соответствующего органа или его заместителем. (Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) Статья 9-2. Закрытие оперативно-розыскных дел. Оперативно-розыскные дела должны быть закрыты в случае: розыска лица, скрывавшегося от органов расследования, суда, уклонявшегося от отбытия уголовного наказания, а также лица, безвестно отсутствующего; вступления в законную силу приговора, постановления или решения суда; закрытия уголовного дела судом, прокурором, следователем или органом дознания; завершения выполнения разведывательных, контрразведывательных мероприятий или исчерпания возможностей для их осуществления; опровержения в установленном порядке материалов о преступной деятельности лица; выезда лица на постоянное место проживания за пределы Украины, если нет возможности проведения относительно его оперативно-розыскных мероприятий; неустановления в предусмотренные настоящим Законом сроки данных, указывающих на признаки преступления в действиях лица; выявления прокурором незаконно заведенного дела в случае выполнения по нему оперативно-розыскных мероприятий; смерти лица, относительно которого заведено оперативно-розыскное дело. О закрытии оперативно-розыскного дела составляется мотивированное постановление, утверждаемое должностным или служебным лицом, которому в соответствии со статьей 9 настоящего Закона предоставлено право утверждать постановление о заведении соответствующего операти-но-розыскного дела. (Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3200-IV от 15.12.2005) Если в таком деле осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия по решению суда, уведомление о его закрытии направляется в суд в трехсуточный срок. Сроки хранения закрытых оперативно-розыскных дел устанавливаются в соответствии с законодательством Украины. (Закон дополнен статьей 9-2 в соответствии с Законом № 2246-III от 18.01.2001) Статья 10. Использование материалов оперативно-розыскной деятельности. Материалы оперативно-розыскной деятельности используются: как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или проведения неотложных следственных действий; для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле; для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, розыска преступников и лиц, безвести пропавших; для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, а также сотрудников разведывательных органов Украины и их близких родственников, лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей; (Статья 10 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом № 1381-XIV от 13.01.2000, в редакции Закона № 3111-III от 07.03.2002) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов; для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией. Статья 11. Содействие осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности. (Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 965-IV от 19.06.2003) По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключено с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров Украины. Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, ставшую им известной. Разглашение такой тайны влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека. Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, в отношении которого они должны осуществлять розыскные меры, является их пациентом или клиентом. Статья 12. Социальная и правовая защита работников оперативных подразделений. На работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законами Украины об этих организациях. Работникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются дополнительные льготы в вопросах социально-бытового и финансового обеспечения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. При наличии данных об угрозе жизни, здоровью или имуществу работника и его близких родственников в связи с осуществлением им оперативно-розыскной деятельности в интересах безопасности Украины, или по раскрытию тяжкого и особо тяжкого преступления, или раскрытию организованной преступной группы оперативное подразделение обязано принять специальные меры для обеспечения их безопасности — изменение данных о лице, изменение места проживания, работы и обучения, прочих данных в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. (Часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 965-IV от 19.06.2003) Не несет ответственности работник оперативного подразделения, причинивший ущерб правам, свободам человека, интересам государства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, находясь в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или профессионального риска, а также в связи с задержанием лица, в действиях которого имеются признаки преступления. Статья 13. Социальная и правовая защита лица, привлекаемого к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности. Лицо, привлекаемое к выполнению заданий оперативно-розыскной деятельности, находится под защитой государства. Сотрудничество лица с оперативными подразделениями засчитывается в его общий трудовой стаж в случае заключения с ним трудового договора. Если в связи с выполнением таким лицом заданий оперативно-розыскной деятельности наступила его инвалидность или смерть, на него распространяются льготы, предусмотренные в таких случаях для работников оперативных подразделений. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, привлекаемого к выполнению заданий оперативно-розыскной деятельности, его защита обеспечивается в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 12 настоящего Закона. Статья 14. Надзор за соблюдением законов во время проведения оперативно-розыскной деятельности. Надзор за соблюдением законом во время проведения оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненными к ним прокурорами и их заместителями, а также уполномоченными приказом Генерального прокурора Украины начальниками и прокурорами управлений, отделов Генеральной прокуратуры Украины и прокуратур Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Прокурор в пределах своей компетенции: беспрепятственно входит во все помещения органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность; требует для проверки распоряжения, инструкции, приказы и другие акты по оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные дела, регистрационные, учетные, отчетные, статистические, аналитические документы и прочие сведения по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий; поручает руководителям соответствующих органов производство в подведомственных им подразделениях проверок с целью устранения нарушений закона; дает письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в интересах уголовного судопроизводства, о розыске лиц, безвестно отсутствующих; дает согласие на продление срока проведения оперативно-розыскной деятельности; получает пояснения относительно нарушения требований закона от должностных лиц органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность; проверяет жалобы о нарушении законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, с ознакомлением в необходимых случаях с оперативно-розыскными материалами; отменяет незаконные постановления о заведении или закрытии оперативно-розыскного дела, приостановлении или возобновлении оперативно-розыскной деятельности или о других решениях, противоречащих закону; принимает меры по устранению нарушений законности при проведении оперативно-розыскной деятельности и по привлечению виновных к установленной законом ответственности; опротестовывает незаконное постановление суда о разрешении или отказе в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Вынесение протеста приостанавливает проведение оперативно-розыскных мероприятий, разрешение на которые дано судом. Сведения о лицах, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательным органом Украины, принадлежность конкретных лиц к кадровому составу разведывательных органов, а также формах, методах и средствах разведывательной деятельности и организационно-штатной структуре разведывательных органов к предмету прокурорского надзора не относятся. (Статья 14 дополнена частью третьей в соответствии с Законом № 311-III от 07.03.2002) (Статья 14 в редакции Закона № 2246-III от 18.01.2001)

Проведение оперативной закупки наркотического средства у ЛИЦО_1 поручено. закупки определяется нормативным актом МВД Украины, СБУ Украины, В соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения.

На проведение каждой оперативной закупки, должно быть отдельное. 15 есть справка Шевченковского РУ ГУ МВД Украины в г.. этой инструкции в ходе проведения оперативного мероприятия есть поводом для. средств МВД или СБУ при оперативной закупке психотропного вещества.

Развития шпионская тема не получила, и подзащитный СБУ ПИБ плавно. внутренних дел Украины регламентируется настоящей Инструкцией и другими Начальники оперативных подразделений МВД Украины, их первые. Основания и порядок проведения оперативной закупки и.

Комментарии (0)Просмотров (195)


Зарегистрированный
Анонимно